Инклюзивное образование физической культуры для детей с ограниченными возможностями здоровья
Инклюзивное образование физической культуры для детей с ограниченными возможностями здоровья. Многолетними исследованиями доказано, что работоспособность, качество усвоения учебного материала, формирование умственных операций, развитие речи, овладение разнообразными умениями находятся в прямой зависимости от состояния здоровья. Но, согласно исследованиям неблагоприятная экологическая ситуация, сложные социально-экономические условия, высокий уровень заболеваемости родителей, ряд нерешённых психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют тому, что здоровье детского населения не улучшается, а имеет тенденцию к ухудшению.
В последнее время в нашем обществе все чаще встречаются дети с особыми образовательными потребностями, которым требуется особый подход и условия для полноценного развития и адаптации в обществе. К категории детей с особыми образовательными потребностями относятся: дети с ОВЗ и дети – инвалиды. В научной литературе описано, что «человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности». Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:
- Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорнодвигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов.
- Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.
- Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.
Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю, вовлекаю) — практика общего образования, основанная на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Данная практика ориентирована на формирование условий доступности образования для всех. В том числе она обеспечивает доступ к образованию для детей с инвалидностью.
Сегодня распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии в образовании для детей с ограниченными возможностями является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании» Российской Федерации, федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребёнка. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
Преимуществом инклюзивного образования для детей с ОВЗ является то, что они при таком образовании демонстрируют более высокий уровень социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками по сравнению с детьми, находящимися в специальных школах. Инклюзивное образование с большей вероятностью обеспечивает им доступ к общеобразовательным программам. Результатом этого становится улучшение их академических достижений. А для детей с нормальным развитием в инклюзивных классах взаимодействие и дружба между детьми с особенностями и без особенностей становится более обычным делом. У них больше знаний о том, что означает понятие «ограниченные возможности». При инклюзивном обучении создаются равные условия для всех детей, то есть не ребенок с ОВЗ приспосабливается к школе, а система идет навстречу этому ребенку, отвечает его интересам, потребностям и нуждам.
Совершенно очевидно, что такие идеальные условия требуют системных усилий всех, кто обеспечивает инклюзивное образовании . Таким образом, инклюзивное образование как часть системы образования позволяет полнее удовлетворять права детей на образование, социальное развитие и достойную жизнь. При этом не существует инклюзивных школ как нового типа, а существуют школы, реализующие практику инклюзивного образования.