Роль семейного воспитания в формировании качеств мужественности и женственности
Теппонен Светлана Геннадьевна
воспитатель высшей квалификационной категории
Следует отметить немаловажный факт, что на формирование личности ребенка в первую очередь оказывает влияние семья, как первый фактический социальный фактор и фактор первых социальных взаимоотношений (фундамент закладывается в детстве). Какими бы педагогически знаниями и умениями ни обладал воспитатель, какие бы новаторские методики он ни использовал в работе, без тесного сотрудничества с семьей тщетны любые усилия в формировании личности. В дошкольном возрасте родители были и будут первыми воспитателями, авторитет которых мало кто поколеблет.
Семья – это первый социальный мир, в который вступает ребенок. Она закладывает основы мировоззрения, морали, эстетических вкусов ребенка, воспитывает его чувства и эмоциональную культуру. Полноценное нравственное воспитание невозможно без полового, полоролевого и гендерного воспитания. Именно родители в первую очередь ответственны за это воспитание.
Все исследователи, с каких бы позиций они не рассматривали детство, единодушны во мнении, что первые 5-6 лет жизни – это тот период, когда формируются базисные слои психики и личности, существенно влияющие на динамику дальнейшего развития. В дошкольном возрасте происходит становление половой идентичности. К 1,5–2 годам ребенок знает, мальчик он или девочка, но не знает, почему это так и еще не умеет различать других людей по половой принадлежности. До 3 лет мальчики и девочки психологически «бесполы», не видят различий в употреблении местоимений, указывающих на половую принадлежность. Но уже к 4 годам они имеют особенное представление о различиях в «устройстве» мальчиков и девочек, впервые начинают интересоваться половыми различиями и задавать соответствующие вопросы. Лишь к 5-6 годам ребенок уже узнает, что он вырастит и будет мужчиной или (женщиной). По мнению многих ученых, 3-4-летний возраст наиболее сенситивный для закрепления правильной социокультурной ориентации и регуляции поведения по мужскому или женскому типу. Доминирующим фактором социализации в дошкольном возрасте является семья. Прежде всего это касается внутрисемейных взаимоотношений с родителями и другими взрослыми, служащими моделью поведения мужчины и женщины. Ребенок идентифицируется с одной из них, овладевает навыком усвоения социальной роли представителя определенного пола, включая в самосознание программу выбранного типа поведения.