Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта ЦЦЦ
обычная версия сайта
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 35» города Бугры
Телефон/ факс: 8(813)70-62-247, 8(812)454-68-76
e-mail: detsad0035buch@mail.ru

Воспитание чувства безопасности у дошкольников

Удовенко Алла Анатольевна
воспитатель высшей квалификационной категории

Именно в рамках семейного воспитания формируется мировоззренческая, нравственная и психологическая готовность к преодолению опасности.

В.А. Сухомлинский писал: «Семья для ребенка — это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение… Ребенок — зеркало семьи».

В каждой семье складывается своя система воспитания, определяющая специфику взаимодействия родителей и детей. Тип взаимоотношений во многом обусловливает результат воспитания культуры безопасности.

Так, в семьях, где не используют запреты и ограничения со стороны родителей, не осуществляется контроль за поведением дошкольников, практикуется ситуативное обучение выполнению правил, требований, у ребенка отсутствует образец должного взрослого ответственного поведения, на который ему можно было бы ориентироваться. В этом случае у ребенка не формируются психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного безопасного поведения.

Чрезмерный контроль всех поступков ребенка, суровые запреты, жесткие требования и правила, практикуемые в семье, необходимость беспрекословного подчинения родительским приказам без объяснения причин приводят к формированию поведения, основанного на чувстве вины или страха перед наказанием. При этом работают только механизмы внешнего контроля, при его ослаблении поведение ребенка может стать потенциально опасным.

Таким детям сложно самим принимать решения, они не уверены в себе, недостаточно самостоятельны, замкнуты, тревожны, враждебны к окружающим, агрессивны по отношению к слабым, безынициативны.

Крайне негативно сказываются на развитии детей такие типы родительских тактик воспитания, как:

  • гипоопека (недостаточное проявление заботы о ребенке),
  • доминирующая гиперопека (чрезмерная озабоченность проблемами и действиями ребенка),
  • потворствующая гиперопека,
  • эмоциональное отвержение,
  • непрогнозируемые эмоциональные реакции,
  • противоречивые воспитательные воздействия.

Большое значение имеет стиль воспитания в семье.

Стиль семейного воспитания является самым обширным компонентом родительства, выразителем взаимодействия всех других его компонентов: родительских ценностей, установок и ожиданий, родительского отношения, чувств, родительской позиции и ответственности.

Выделяют три вида стилей:

  • авторитетный,
  • попустительский,
  • авторитарный.

Авторитетный родитель сохраняет баланс высокой степени контроля с принятием и поддержкой растущей самостоятельности детей. В семье существуют четкие, понятные ребенку правила поведения, которые обсуждаются с ним и принимаются беспрекословно. Родители в таких семьях опираются на потребности и чувства ребенка, его запросы. Существует нацеленность на совместное преодоление трудностей. Родители проявляют симпатию и уважение к детям и одновременно — твердость в выполнении требований.

Дети из семей, предпочитающих авторитетный стиль, уважают своих родителей, отличаются общительностью, лидерством, активностью, отзывчивостью, социальной компетентностью, инициативностью, открытостью, эмпатийностью, уверенностью в себе. У них высоко развит самоконтроль, они умеют устанавливать дружеские отношения со сверстниками, стремятся к исследованию, а не избеганию новых ситуаций. При этом дети имеют адекватную и несколько завышенную самооценку при высоком и среднем уровне притязаний.

При попустительском стиле взрослые почти не ограничивают поведение детей, не достаточно контролируют его, не требуют от них ответственности и самоконтроля. Родители могут проявлять неуважение и, в единичных случаях, антипатию к своему ребенку, наблюдается выраженная эмоциональная дистанция между взрослыми и детьми, практикуется физическое наказание.

Данный стиль воспитания формирует отклонения в поведении ребенка, проявляющиеся в нарушениях дисциплины, правил, норм, требований. Дети, воспитывающиеся в подобных семьях, испытывают недостаток любви, внимания, сочувствия со стороны родителей. Для них характерны низкий самоконтроль, игнорирование близкого взрослого, лидерство, упрямство, хитрость, конфликтность, повышенная уязвимость к неуспеху, на который они реагируют сильным регрессом.

Авторитарный стиль заключается в постоянном контроле над поведением детей. Существует свод чрезвычайно жестких требований, которые не обсуждаются с детьми. Семьи, практикующие авторитарный стиль воспитания, традиционно демонстрируют средний и низкий уровень качества взаимодействия с ребенком, что проявляется в выраженной эмоциональной дистанции, повышенной требовательности, в отсутствии сотрудничества и неудовлетворенности отношениями с ребенком.

У детей из данной группы семей формируется заниженная самооценка с высоким уровнем притязаний. Для них характерны слабый самоконтроль, чувство вины и даже страха, злобы, раздражения по отношению к взрослым
членам семьи. Дети в таких семьях эмоционально уязвимы, обладают повышенной тревожностью и застенчивостью, у них преобладает уныло-грустное настроение. Они трудно устанавливают контакты со сверстниками, нередко стремятся компенсировать эмоциональную недостаточность за счет неадекватного тактильного контакта со взрослым — педагогами, родителями (цепляние, прижимание, приставание).

Такой стиль воспитания приводит к подавлению инициативности и стремления принимать собственные решения. Вырастая, ребенок может остаться безответственным исполнителем на всю жизнь или начать бунтовать и активно попирать ненавистные правила.

Лишь 18% родителей используют продуктивные родительские тактики воспитания.

Таким образом, выбор родителями непродуктивных методов воспитания, низкий уровень собственной культуры безопасности, безответственное поведение, самоустранение семьи, делегирование воспитательных полномочий образовательным организациям приводят к проблемам социализации детей, конфликтам в семье, психологическим травмам, затрудняют формирование личности безопасного типа.